МБОУ "ООШ села Сплавнуха"
Ленина 30, село Сплавнуха, Красноармейского района, Саратовской области
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

      Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступлению во взрослую жизнь. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

       В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

       В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

    1. Что такое готовность ребенка к школе?

    2. Как определить уровень готовности ребенка
      к обучению школе?

    3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

    Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

    Что  же включает в себя подготовка к школе?

    Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

    • Физиологическая готовность ребенка к школе

       Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

    • Психологическая готовность ребенка к школе

       Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

    • Интеллектуальная готовность к школе означает:

        к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
        он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
        ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
        должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

    • Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

        ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
        толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
        нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
        ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

    • Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

        понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
        наличие интереса к учению и получению новых знаний;
        способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
        усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

    • Познавательная готовность ребенка к школе

       Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

    Внимание.

        Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
        Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
        Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
        Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

    Математика.

    Цифры от 1 до 10.

        Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
        Арифметические знаки  « > », « < », « = ».
        Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
        Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

    Память.

        Запоминание 10-12 картинок.
        Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
        Пересказывание текста из 4-5 предложений.

    Мышление.

        Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,  «Суп горячий, а компот…» и т. п.
        Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,  «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
        Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.
        Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
        Складывать пазлы без помощи взрослого.
        Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

     Мелкая моторика.

        Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
        Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
        Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
        Выполнять аппликации.

    Речь.

        Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
        Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
        Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
        Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
        Различать в словах звуки.

    Окружающий мир.

        Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
        Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Степень психосоциальной зрелости (кругозор) -тестовая беседа,

    предложенная С. А. Банковым.

    Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

    1.     Назови свои фамилию, имя, отчество.

    2.     Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

    3.     Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

    4.     У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

    5.     Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

    6.     Сейчас утро или вечер (день или утро)?

    7.     Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

    8.     Что бывает раньше – обед или ужин?

    9.     Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

    10.     Кем работает твой папа, твоя мама?

    11.     Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

    12.     Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

    13.     Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

    14.     Почему снег бывает зимой, а не летом?

    15.     Что делает почтальон, врач, учитель?

    16.     Зачем в школе нужна парта, звонок?

    17.     Ты хочешь пойти в школу?

    18.     Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

    19.     Каких животных ты знаешь?

    20.     Каких птиц ты знаешь?

    21.     Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

    22.     Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

    23.     Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

    Оценка ответов

    За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: «Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе».

    К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

    №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

    №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

    № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

    № 22 – за правильный ответ -2 балла.

    № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

    Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Методы диагностики

    Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

    Родители тоже могут определить, насколько ребёнок готов к школьному обучению.

    Во-первых, можно задать ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?» и т.д.

    Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых можно узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у ребёнка.

    «10 слов»

    Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что взрослый зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

    «Повтори узор»

    Ещё одна методика, достаточно простая, это «Повтори узор». Взрослый рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

    «Четвёртый лишний»

    Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

       Еще воспитателям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у взрослых или решает проблему сам.

    • Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

        Расскажите детям о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
        Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
        Чаще играйте в школу. Пусть дети пробуют себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
        Вместе с детьми оборудуйте в группе учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

    • Активизируем познавательные способности

        Старайтесь не давать детям готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
        Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления детей. Даже на прогулке можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
        Не подавляйте исследовательский интерес детей. Пусть посмотрят, потрогают.
        Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.

    • Обучаем взаимодействию

        Спрашивайте детей о других ребятах в группе, интересуйтесь, кто нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
        Научите детей справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

    • Развиваем волю и контролируем поведение

        Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
        Приучайте детей к труду, уходу за своими вещами, игрушками, оказании посильной помощи взрослым и своим товарищам.
        Научите детей планировать свою деятельность. Допустим, нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
        Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.

    И не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие самого ребёнка.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Адрес
    Понедельник- пятница 9.00-15.00 МБОУ "ООШ села Сплавнуха", улица Ленина, 30

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie